Гордость уммы
Идрис Абдуллах Имам аль-Газали
В истории Ислама IX XIII вв. являются периодом наиболее активного развития
материальной и духовной культуры, религиозной, философской и государственно-правовой
мысли. Именно в этот период происходит формирование основных философских
и научных школ классического Ислама, основных мазхабов фикха, появляются
наиболее значительные фигуры мусульманской истории и культуры, по сей
день составляющие славу исламской цивилизации. В эту эпоху была заложена
та интеллектуальная и духовная основа, которая определила развитие мусульманского
мира на многие века вперед, возможно, и по сей день.
Важнейшей проблемой, вокруг которой, в той или иной форме, выстраивались
рассуждения мусульманских философов и богословов, была проблема поиска
согласия между философией и религией. Вопросы соотношения Божественной
Воли и естественных законов развития мира, предопределения и свободы воли,
проблемы буквального или аллегорического толкования Священного Корана,
поиска наиболее адекватных путей познания реальности находились в центре
внимания мыслителей мусульманского средневековья.
Стремление философов сблизить религиозное учение Ислама с философией Аристотеля,
которого они считали наиболее близким к истине мыслителем, помещая религиозную
догматику в контекст философско-рационалистической картины мира, естественно,
вызвало обратную реакцию со стороны мутакаллимов представителей мусульманского
теоретического богословия, которые, в свою очередь, пытались обосновать
основные принципы вероучения и опровергнуть философов с помощью их же
собственных доводов. Таким образом, и те, и другие подходили, по сути,
к решению одной и той же проблемы примирению религиозного и философского
мировоззрений с разных сторон. При этом нужно отметить, что мусульманские
богословы преуспели в этом гораздо больше не только по сравнению с фалясифа,
но и по сравнению с христианскими богословами-схоластами, пытавшимися
сделать то же самое после того, как в Европе стали известны труды Аристотеля
с их мусульманской интерпретацией. Несомненно, этому способствовали, прежде
всего, простота и ясность исламского вероучения, особенно по сравнению
со сложной и детально разработанной доктриной Христианства.
Первая попытка согласования философии и религии была предпринята представителями
рационалистического течения в мусульманском богословии - мутазилитами
(ал-мутазила). Углубленное изучение религиозной догматики привело их
к постановке ряда философских проблем, что, в свою очередь, заставило
их обратиться к работам древнегреческих философов. Возникновение мутазилитской
школы послужило первым толчком к началу процесса переводов на арабский
язык и углубленного изучения мусульманами трудов Аристотеля и других античных
философов.
Греческая философия быстро получила довольно широкое распространение в
мусульманском мире. Появился целый ряд выдающихся мыслителей, ставших
знаковыми фигурами мусульманской цивилизации Абу Юсуф аль-Кинди, Абу
Наср аль-Фараби, Абу Али Ибн Сина и другие. Отдельное место в этом ряду
занимает философское и политическое объединение Братьев чистоты (Ихван
ас-Сафа), использовавшее философскую методологию для критики господствующих
религиозных учений и социально-политических моделей власти. В известной
степени влияние греческой философии и метафизики можно проследить практически
во всех направлениях мусульманской мысли от суфиев до исмаилитов. Сформировался
гигантский интеллектуальный потенциал, который мог быть использован и
часто использовался отнюдь не только во благо Ислама.
В этих условиях защита традиционного мусульманского мировоззрения, основанного
на Божественном Откровении, стала практически невозможной без обоснования
религиозной догматики научно-философскими методами. Именно в этих условиях
возникло мусульманское спекулятивно-теоретическое богословие (илм ал-калам),
занимавшееся, в отличие от фикха, не обоснованием тех или иных норм права
с точки зрения Священного Корана и Сунны, а исследованием теоретических
проблем догматики, логики, метафизики в религиозном, монотеистическом
ракурсе. Наиболее видным представителем этой школы был Абу Муса ал-Ашари,
труды которого легли в основу классического мусульманского богословия.
Мутакаллимы использовали многие философские теории и концепции для логического
обоснования религиозного учения, расширив их и приспособив для своих целей.
В отличие от философов, пытавшихся вписать религиозную догматику в свои
рациональные теории, мутакаллимы, наоборот, стремились разработать философскую
теорию в системе координат религиозного мировоззрения.
Третью группу составляли суфии, считавшие невозможным познание Божественной
реальности философскими или схоластическими методами и апеллировавшими
к духовной практике деятельного поклонения, внутреннего сверхрационального
созерцания и интуитивного постижения. Полнота реальности, с их точки зрения,
не могла быть втиснута в узкие рамки человеческого разума, поэтому целью
суфия должно быть совершенствование своего внутреннего существа, выводящее
человека на принципиально иной уровень бытия, когда исчезает необходимость
в словах и формулировках, так как его сердце вмещает весь мир.
Весь этот путь, пройденный в своем развитии мусульманской мыслью, вся
духовная панорама мусульманского мира отразилась в личности одного из
величайших исламских ученых Абу Хамида аль-Газали, сыгравшего ключевую
роль в формировании и развитии мусульманской богословской мысли и ставшего
одним из обновителей (муджаддидун) Ислама, которые, согласно хадису, появляются
каждый век. Большую часть своей жизни в поисках религиозной истины имам
аль-Газали посвятил изучению различных богословских и философских школ
и направлений, после чего пришел к собственному духовному пути, основанному
на суфизме и подкрепленному интеллектуальным опытом предшествующих лет
его жизни. По сути дела, имам аль-Газали осуществил гигантский синтез
богословия, философии и духовной практики суфизма, найдя ту точку соприкосновеия
между ними, которую искали его предшественники, и доказав, что при правильном
подходе и то, и другое, и третье оказывается вполне адекватным духу и
букве пророческого Откровения. Учение имама аль-Газали явилось результатом
длительного и упорного духовного труда, плодом удивительной жизни, пол |