Гостиница в минске дешево. Где в минске самые дешевые гостиницы mini-hotel.by.


go to index page

Гордость уммы

Идрис Абдуллах Имам аль-Газали

В истории Ислама IX XIII вв. являются периодом наиболее активного развития материальной и духовной культуры, религиозной, философской и государственно-правовой мысли. Именно в этот период происходит формирование основных философских и научных школ классического Ислама, основных мазхабов фикха, появляются наиболее значительные фигуры мусульманской истории и культуры, по сей день составляющие славу исламской цивилизации. В эту эпоху была заложена та интеллектуальная и духовная основа, которая определила развитие мусульманского мира на многие века вперед, возможно, и по сей день.
Важнейшей проблемой, вокруг которой, в той или иной форме, выстраивались рассуждения мусульманских философов и богословов, была проблема поиска согласия между философией и религией. Вопросы соотношения Божественной Воли и естественных законов развития мира, предопределения и свободы воли, проблемы буквального или аллегорического толкования Священного Корана, поиска наиболее адекватных путей познания реальности находились в центре внимания мыслителей мусульманского средневековья.

Стремление философов сблизить религиозное учение Ислама с философией Аристотеля, которого они считали наиболее близким к истине мыслителем, помещая религиозную догматику в контекст философско-рационалистической картины мира, естественно, вызвало обратную реакцию со стороны мутакаллимов представителей мусульманского теоретического богословия, которые, в свою очередь, пытались обосновать основные принципы вероучения и опровергнуть философов с помощью их же собственных доводов. Таким образом, и те, и другие подходили, по сути, к решению одной и той же проблемы примирению религиозного и философского мировоззрений с разных сторон. При этом нужно отметить, что мусульманские богословы преуспели в этом гораздо больше не только по сравнению с фалясифа, но и по сравнению с христианскими богословами-схоластами, пытавшимися сделать то же самое после того, как в Европе стали известны труды Аристотеля с их мусульманской интерпретацией. Несомненно, этому способствовали, прежде всего, простота и ясность исламского вероучения, особенно по сравнению со сложной и детально разработанной доктриной Христианства.

Первая попытка согласования философии и религии была предпринята представителями рационалистического течения в мусульманском богословии - мутазилитами (ал-мутазила). Углубленное изучение религиозной догматики привело их к постановке ряда философских проблем, что, в свою очередь, заставило их обратиться к работам древнегреческих философов. Возникновение мутазилитской школы послужило первым толчком к началу процесса переводов на арабский язык и углубленного изучения мусульманами трудов Аристотеля и других античных философов.

Греческая философия быстро получила довольно широкое распространение в мусульманском мире. Появился целый ряд выдающихся мыслителей, ставших знаковыми фигурами мусульманской цивилизации Абу Юсуф аль-Кинди, Абу Наср аль-Фараби, Абу Али Ибн Сина и другие. Отдельное место в этом ряду занимает философское и политическое объединение Братьев чистоты (Ихван ас-Сафа), использовавшее философскую методологию для критики господствующих религиозных учений и социально-политических моделей власти. В известной степени влияние греческой философии и метафизики можно проследить практически во всех направлениях мусульманской мысли от суфиев до исмаилитов. Сформировался гигантский интеллектуальный потенциал, который мог быть использован и часто использовался отнюдь не только во благо Ислама.

В этих условиях защита традиционного мусульманского мировоззрения, основанного на Божественном Откровении, стала практически невозможной без обоснования религиозной догматики научно-философскими методами. Именно в этих условиях возникло мусульманское спекулятивно-теоретическое богословие (илм ал-калам), занимавшееся, в отличие от фикха, не обоснованием тех или иных норм права с точки зрения Священного Корана и Сунны, а исследованием теоретических проблем догматики, логики, метафизики в религиозном, монотеистическом ракурсе. Наиболее видным представителем этой школы был Абу Муса ал-Ашари, труды которого легли в основу классического мусульманского богословия. Мутакаллимы использовали многие философские теории и концепции для логического обоснования религиозного учения, расширив их и приспособив для своих целей. В отличие от философов, пытавшихся вписать религиозную догматику в свои рациональные теории, мутакаллимы, наоборот, стремились разработать философскую теорию в системе координат религиозного мировоззрения.

Третью группу составляли суфии, считавшие невозможным познание Божественной реальности философскими или схоластическими методами и апеллировавшими к духовной практике деятельного поклонения, внутреннего сверхрационального созерцания и интуитивного постижения. Полнота реальности, с их точки зрения, не могла быть втиснута в узкие рамки человеческого разума, поэтому целью суфия должно быть совершенствование своего внутреннего существа, выводящее человека на принципиально иной уровень бытия, когда исчезает необходимость в словах и формулировках, так как его сердце вмещает весь мир.

Весь этот путь, пройденный в своем развитии мусульманской мыслью, вся духовная панорама мусульманского мира отразилась в личности одного из величайших исламских ученых Абу Хамида аль-Газали, сыгравшего ключевую роль в формировании и развитии мусульманской богословской мысли и ставшего одним из обновителей (муджаддидун) Ислама, которые, согласно хадису, появляются каждый век. Большую часть своей жизни в поисках религиозной истины имам аль-Газали посвятил изучению различных богословских и философских школ и направлений, после чего пришел к собственному духовному пути, основанному на суфизме и подкрепленному интеллектуальным опытом предшествующих лет его жизни. По сути дела, имам аль-Газали осуществил гигантский синтез богословия, философии и духовной практики суфизма, найдя ту точку соприкосновеия между ними, которую искали его предшественники, и доказав, что при правильном подходе и то, и другое, и третье оказывается вполне адекватным духу и букве пророческого Откровения. Учение имама аль-Газали явилось результатом длительного и упорного духовного труда, плодом удивительной жизни, пол