Прямой путь
Иоганн Вольфганг Гёте: Мы должны остаться в Исламе...
В 1999 году исполнилось 250 лет со дня рождения Иоганна Вольфганга Гёте
- великого немецкого поэта, чье творчество занимает ключевое место в национальной
культуре Германии конца XVIII начала XIX веков. Многие из тех, кто изучал
жизненный путь Гёте и литературное наследие поэта, признают, что его философские,
литературные и естественно-научные труды играют для немцев столь же значительную
роль, сколько труды Шекспира - для англичан или произведения Пушкина
для культурного наследия России. .
К главным свидетельствам жизненного кредо Гёте относятся многочисленные
письма, написанные друзьям и близким людям, а также цикл стихов Западно-восточный
Диван, написанный под сильным впечатлением от прочитанного в 1771-1772
годах Священного Корана и Дивана великого персидского поэта и суфия
Шамс ад-Дина Мухаммада Хафиза Ширази (Хафиза).
Хотя Гёте публично не объявлял себя мусульманином, во многих произведениях
великого поэта четко прослеживается отношение автора к Исламу и его духовно-нравственным
ценностям. Жизненное кредо Гёте, его представление о мире, о смысле бытия,
о соотношении человеческого и Божественного удивительным образом совпадают
с исламским видением этих проблем. Был ли Гёте мусульманином - ведомо
лишь Аллаху Всевышнему. Но достоверно известно, что он считал Священный
Коран Откровением Бога, а Мухаммада(_) - Его Пророком.
В 1995 году в г. Веймаре группа исследователей во главе с шейхом Абдулкадыром
аль-Мурабитом изучила многочисленные произведения и письма Гёте, что дало
шейху А. аль-Мурабиту достаточные основания вынести фетву, в которой поэт
признается мусульманином. В предлагаемой вниманию читателей статье доктора
филологических наук А. С. Конурбаева проведен краткий обзор основных материалов,
связанных с вынесением этого богословско-правового заключения.
Ашик Саид Конурбаев
Гёте считал человека всецело подчиненным Божественной Воле, воле единого
Творца, создавшего этот мир. Именно в таком безраздельном подчинении писатель
находит смысл человеческого существования, называя это чувство покорности
и подчинения Богу Исламом. Поэт неоднократно высказывал мысль о том, что
в описанном смысле он и сам является мусульманином. Вот что он пишет по
этому поводу в одном из стихотворений своего Западно-Восточного Дивана:
Как глупо, так и эдак воспевать Свои суждения об этом и о том! Ведь
если Ислам покорность означает Богу, Мы все живем и все умрем в Исламе.
Nдrrisch, daЯ jeder in seinem Falle Seine besondere Meinung preist! Wenn
Islam Gott ergeben heiЯt, In Islam leben und sterben wir alle.
Эта концепция подтверждается и в ряде других исторических документов.
Вера в единого Бога, пишет Гёте в Заметках и очерках о Западно-восточном
Диване, всегда поднимает дух, поскольку служит критерием внутреннего
единства человека. Гёте восхищенно признает благословенность покорности
и поклонения Аллаху(_): Уже само по себе перебирание магометанских четок,
для восхваления имен Аллаха(_), отражающих девяносто девять Его качеств,
это великолепное хвалебное молебствование. Одновременное поминание присущих
Творцу утверждающих и отрицающих качеств говорит о непостижимости Его
Существа (Wesen); молящийся удивлен и очарован, покоряется Его воле и
успокаивается...
Исходя из этой жизненной позиции, Гёте отрицал случайность и простые совпадения.
Все происходящее с человеком было, по его глубокому убеждению, особым
знаком и уроком, который Аллах дает человеку. Все неизвестные людям силы,
которые они не могут осознать, пишет он Реймеру в ноябре 1807 года,
и которые наилучшим образом проявляются в минуты триумфа, называют
они случаем. Но это не случай, а Бог, незримо присутствующий и проявляющий
Свое Величие даже в самом малом.
Знамения свыше
Осенью 1813 года, незадолго до того как Гёте приступил к работе над Западно-восточным
Диваном, один немецкий солдат привез ему из Испании старую арабскую рукопись,
содержащую последнюю, 114 суру Ан-Нас Священного Корана. Позже под руководством
своих иенских учителей Гёте переписывал эту суру и пытался с их помощью
постигнуть ее смысл. Гёте всегда считал это событие особым ниспосланным
ему божественным знаком.
Еще одним знаком Всевышнего было для него событие, происшедшее в январе
1814 года. Тогда ему довелось посетить совместную молитву башкир-мусульман,
служивших в русской армии. Моление прошло в протестанской гимназии в Веймаре.
В письме к Требру от 5 января 1814 года Гёте пишет следующее: Говоря
о пророчествах, должен тебе сказать, что сегодня происходят такие вещи,
которые ранее пророкам не разрешили бы даже и произнести. Кто бы позволил
еще несколько лет назад высказать предположение, что в нашей протестанской
гимназии может проводится магометанское священное богослужение и будут
читаться суры из Корана. И все же это произошло, и мы присутствовали на
богослужении у башкир, видели их муллу и приветствовали их князя в театре.
Из особого расположения ко мне, на вечную память мне были подарены лук
и стрелы, которые я повесил над своим камином. А некоторые из наших особо
религиозных дам даже заказали в библиотеке перевод Корана.
С годами растет и укрепляется вера Гёте в божественное предопределение,
высказанная в одном из стихотворений Дивана: Если б червем меня создал
Аллах, был бы я червь у людского порога. В своих заметках по этому вопросу
он писал, что примеры метафор, используемых в Диване, представляют
собой удивительное руководство и проявление непостижимой для человека
Воли Божией; они учат и утверждают истинный Ислам, абсолютное подчинение
всего сущего Воле Бога, в них содержится убеждение, что никому не избежать
предписанной свыше судьбы. Сходные мысли писатель высказывал и в других
своих работах: Эгмонт, Поэзия и Правда, Urworte Orphisch и Wilhelm
Meisters Wanderjahre.
В письме к Цельтеру от 20 сентября 1820 года Гёте приводит трогательный
пример из своей жизни. После смерти близкого ему человека - Кристианы,
Гёте чувствовал себя совершенно несчастным и уже в третий раз отправлялся
к Марианне фон Виллемер с твердым намерением жениться на ней. Однако во
время путешествия к ней у него сломалась карета. Поэт воспринял это как
явное предупреждение не упорствовать в достижении поставленной цели и,
в конце концов, отказался от первоначального желания. Завершая письмо
Гёте, написал следующее: Итак, мы должны остаться в Исламе (т.е. в полном
подчинении воле Божией) ... К этому не могу добавить больше ничего.
В 1831 году, когда разразилась эпиде
|