Компания Апрель http://apriltk.ru/glycerin доставка по РФ

~ Ценности Корана ~
(Хафиз Мухаммад Закария - да будет Милостив к нему Аллах Тааля)


(в 3 частях) ....... часть 1 ....... часть 2 ....... часть 3

~Часть 1 ~
Предисловие

Вся слава Тому, Который создал человека и научил его изъясняться и ниспослал ему Коран, и сделал его советником, исцелением, руководством и милостью для обладателей имана. Нет в нем сомнений и кривизны. И ниспослан он абсолютной прямотой, достоверностью и светом для убеждённых. Много совершенных благословений и приветствий лучшему творению из людей и джинов, чей нур (свет) освещает сердца и могилы, чье появление явилось милостью для миров, и его роду, и его сподвижникам, которые являются звездами руководства и распространителями Корана, и тем, кто последовал за ними в вере. После этого я (автор), Закария сын Яхьи сын Исма’иля, представляю на этих поспешно написанных страницах сорок хадисов о ценностях Корана, которые я собрал, послушавшись тех, чьи слова — закон для меня, и следовать которым — честь для меня.

Среди особых благ Аллаха, Святого и Чистого, которые всегда были связаны с Мадраса «Мазахируль ‘Улюм» Сахаранпур, есть ежегодное собрание Мадраса для заслушивания годового отчета. На этом заседании не столько старались собрать ораторов, проповедников и знаменитостей, сколько благочестивых, сердечных и старающихся быть неизвестными машаихов. Хотя те времена ушли в прошлое, когда Худжатуль-Ислам Маулана Мухаммад Касим Нанотви Сахиб (рахматуллахи ‘алейхи) и Кутбуль Иршад Хазрат Маулана Рашид Ахмад Гангохи Сахиб (Наввар Аллаху маркадаху) удостаивали честью это собрание своим присутствием и освещали сердца всех присутствующих на собрании. Но с глаз еще не ушла сцена, когда наследники эт возродителей ислама и светил хидаята — хазрат Шейхуль Хинд (рахматуллахи ‘алейхи), хазрат Шах Абдур Рахим (рахматуллахи ‘алейхи), хазрат Маулана Халиль Ахмад Сахиб (рахматуллахи ‘алейхи) и хазрат Маулана Ашраф Али Танви Сахиб (Наввар Аллаху маркадаху), собираясь на это ежегодное заседание Мадраса, оживляли мертвые сердца и открывали источники света, и этим утоляли жажду влюбленных.

Хотя в настоящее время ежегодное собрание лишилось тех источников хидаята, но их истинные наследники до сих пор обогащают это собрание своими благословениями. Те, кто присутствовал в этом году, — они свидетели справедливости этого. Зрячие видят баракат, но даже такие незрячие, как мы, тоже чувствуют что-то необычное.
Если” на это ежегодное собрание Мадраса приходит человек, чтобы послушать красивые речи и сильные лекции, то, возможно, он не вернется настолько довольным, сколько тот, кто жаждет лекарства своему сердцу.
В этой связи, в этом году 27 зулька’да 1348 года Хиджри, посетив Мадраса, хазрат Шах Хафиз Мухаммад Ясин Нагинви (рахматуллахи ‘алейхи) пролил дождь доброты и внимания на этого грешника настолько, что этот никчемный не в состоянии отблагодарить. Касательно вышесказанного, узнав, что он является одним из духовных наместников хазрата Гангохи (рахматуллахи ‘алейхи), нет необходимости упоминать его прекрасные качества, праведность и присутствие в нем нура.
После завершения собрания, когда восхваляемый вернулся домой, то через уважительное, почтенное письмо велел мне собрать сорок хадисов о ценностях Священного Корана и отправить их ему вместе с переводами. Он также написал мне, что если я не исполню его желаний, то он обратится к моему шейху и старшему дяде Моулане Хафизу Альхадж Молви Мухаммад Ильясу (рахматуллахи ‘алейхи) для подтверждения его просьбы. Таким образом, было ясно, что он хочет, чтобы я выполнил этот труд. Неожиданно я получил это досточтимое послание, когда я был в путешествии, а мой дядя находился в Сахаранпуре. По моему возвращению, мой дядя вручил мне это письмо вместе со своим указанием. Теперь не оставалось повода для оправданий или отговорок о недостаточности возможности. Хотя моя занятость комментарием «Моты» Имама Малика (рахматуллахи’алейхи) была хорошей отговоркой, все же мне пришлось отложить эту работу на несколько дней в связи со срочными приказами, и в данное время я предлагаю свой труд к вашим услугам. Я прошу прощения за те недостатки, которые неизбежны из-за моей некомпетентности.

Я сделал это в надежде быть воскрешенным в День Суда вместе с теми, о которых Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, касающихся вопросов религии, Аллах Та’аля воскресит его в День Суда как ‘алима (учёного), и я буду за него заступником и свидетелем».
Альками (рахматуллахи ‘алейхи) говорит, что слово «сохранять» означает забирать что-то и уберегать это от потери или с помощью выучивания наизусть или хранить письменно. Даже если не выучивать, то если кто-то написал их в виде книги и довёл до других, то он тоже включается в благую весть этого хадиса.
Мунави (рахматуллахи ‘алейхи) говорит, что под «сохранить для моей уммы» имеется в виду рассказывать им хадисы вместе с источниками. И некоторые сказали, что это означает довести хадис до мусульман, даже не зная наизусть, и не зная его смысла. Также выражение «сорок хадисов» используется в общем смысле, то есть все эти хадисы могут быть сахих, хасан или в незначительной степени загыйфь, по которым можно поступать в пределах ценностей деяний (фазаиль).
«Аллаху Акбар!» Сколько удобств в Исламе! И поразительно, насколько “улема вывели все тонкости. Пусть Аллах Та’аля даст нам с вами совершенство Ислама.
Важно обратить здесь внимание, что для ссылок я доверился Мишкату, Танких ур Руват, Аль Миркат, Шарах уль Ихья уль ‘Улюм, Ат Таргиб Мундири, и в основном брал из них. Поэтому, я не посчитал нужным упоминать их как источники, конечно же, если бралось что-то не из них, то источник упоминается.
Далее, для чтеца Корана также необходимо во время чтения соблюдать правила поведения.
Перед тем, как приступить к цели, кажется, будет уместным привести правила поведения для чтения Корана.
Короче говоря, сущность правил состоит в том, что слова Корана — это Божественные слова, слова от Возлюбленного и Желаемого.
Те, кто имеют какое-то отношение к любви, знают, насколько достойно обожания письмо или речь возлюбленной для потерявшего сердце. Это отношение обожания и самоотверженности в таком виде, как оно должно быть, переходит выше всяких правил и законов. Как сказано в стихе:
«Любовь сама научит тебя правилам любви».
Если представить в это время истинную красоту и безграничные блага, то произойдет прилив любви, вместе с этим слова Господа всех господ и приказы Царя всех царей, закон Всемогущего Правителя, с кем никогда не смогут сравняться самые великие из великих. Те, кто имеет какие-либо отношения с дворами правителей, знают на опыте, а те, которые не имеют, могут представить, какой трепет внушают приказы правителя. Слова Аллаха — это слова Возлюбленного Царя, поэтому следует соблюдать правила в этих двух отношениях.
Когда хазрат ‘Икрима (радиаллаху ‘анху) открывал Коран для чтения, он терял сознание и падал. И затем произносил:
«Это слова моего Господа, Это слова моего Господа».
Нижеследующее содержит вкратце правила поведения, которые описаны в деталях учёными ислама, касательно поведения при чтении Корана. В какой-то степени смысл объяснений, которые я предлагаю читателям, только в том, чтобы человек не как слуга, и не как сторож, а как раб читал слова Доброго и Благодетельного Хозяина и Владыки. Шейхи пишут, что тот, кто будет считать себя недостаточно соблюдающим правила чтения Корана, тот будет продвигаться в степенях близости к Аллаху, а тот, кто будет довольным тем, что он достиг совершенства, тот останется далеко от продвижения.


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЧТЕНИИ КОРАНА


После совершения мисвака и вуду (тахарата) надо сесть в уединённом месте с чрезвычайным почтением и смирением, лицом к кыбле, и читать Коран от всего сердца с трепетом, с надлежащей в этот момент любовью, так, как будто бы читаешь его самому Аллаху Та’аля. Если понимаешь смыслы, тогда вместе с размышлениями и раздумьями просите милости и прощения над аятами, обещающими милости, и защиты и убежища у Аллаха — над аятами о наказании, так как кроме Него нет избавителя. Читая аяты о Величии и Святости Аллаха, необходимо говорить «Субханаллах». Если во время чтения слезы не идут сами собой, нужно постараться заставить себя заплакать.

«Самое сладостное для влюблённого это жаловаться возлюбленной со слезами на глазах».
Если нет намерения заучить, тогда не надо читать быстро. Коран нужно положить на подставку или подушку, или на возвышенное место. Вовремя чтения ни с кем не разговаривать. Если возникла необходимость, то нужно разговаривать после того, как закроешь книгу. А перед возобновлением чтения прочитать «Та’авуз» (А’узу билляхи). Если люди вокруг заняты своими делами, то читать тихо — лучше, иначе, предпочтительнее читать вслух.

Машаихи (Шейхи) приводят 6 внешних и 6 внутренних правил.

Внешние правила;
1) С уважением, с вуду (тахаратом) сесть лицом к кыбле.
2) Не торопиться в чтении, читать с тартилем (расстановкой) и таджвидом.
3) Стараться плакать, и даже заставлять себя.
4) Отдать должное аятам о милости и наказании, как упомянуто выше.
5) Если имеется вероятность показности или неудобства для других, то читать тихо, иначе — громко.
6) Читать нараспев, потому что во многих хадисах приводятся указания на чтение Корана нараспев.

Внутренние правила;
1) Держать в сердце Величие Корана, что насколько это возвышенные слова.
2) Держать в сердце Величество, Возвышенность, Могущество Аллаха Та’аля, чьими словами является Коран.
3) Очистить сердце от васваса (сомнений) и страхов.
4) Размышлять над смыслом и читать с наслаждением.
Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) однажды провёл ночь, читая следующий аят заново и заново:
«Если Ты их накажешь, то ведь они — Твои рабы, а если Ты простишь им, то ведь Ты — Великий, Мудрый». (5 Трапеза: 118)
Однажды ночью Хазрат Са’ид ибн Джубаир (радиаллаху ‘анху) читал следующий аят до наступления утра:
«Отделитесь сегодня, грешники». (36 Йасин: 59)
5) Подчинить свое сердце тому аяту, который читаешь. Например, если на языке аят о милости, то сердце должно быть наполнено радостью, а если аят о наказании, то сердце должно трепетать.
6) Сделать слух настолько внимательным, как будто бы говорит сам Аллах Та’аля, а читающий Его слушает.
Пусть Аллах Та’аля Своей Добротой и Милостью даст нам с вами возможность читать Коран со всеми этими правилами.


СТАТЬЯ ШАРИАТА:

Выучить столько Корана, сколько необходимо в намазе, на каждом человеке лежит фарзом (обязанностью). А заучивать весь Коран — это фарз кифая. Если (на’узу билля) нет ни одного хафиза. то все мусульмане виновны. Мулла ‘Али Кари (рахматуллахи ‘алейхи) от Заркаши (рахматуллахи ‘алейхи) приводит, что если в городе или деревне нет человека, читающего Коран, то все жители виновны. В сегодняшней темноте и невежестве, когда среди нас мусульман во многих религиозных вопросах распространяется заблуждение, заучивание Корана считается обычно бесполезным, многократное повторение его слов считается глупостью, заучивание его слов — сжиганием мозгов и пустой тратой времени. Если бы это была единственная чума в нашей нерелигиозности, то можно было бы что-то написать об этом подробно, но здесь каждое движение больное, каждая мысль ведет в заблуждение.
Поэтому, по какому поводу остаётся плакать и о чём жаловаться?
Аллаху мы жалуемся и у Него просим помощи.



ГЛАВА 1
СОРОК ХАДИСОВ

‘Усман (радиаллаху ‘анху) говорит, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает ему».

В большинстве книг этот риваят приводится со словом (и), как в данном переводе. В этом случае описывается ценность для того, кто выучил Коран и после этого обучает других. Но в некоторых книгах этот риваят приводится со словом (или). В этом случае ценность и превосходство становятся общими и для того, кто изучает, и для того, кто обучает других. Оба ценятся в равной степени.
Так как Святой Коран является основой религии, то от его существования и его распространения зависит сама религия. Поэтому то, что его изучение и обучение ему является наилучшим — очевидно, здесь нет необходимости в объяснении. Хотя, конечно же, существуют разные его виды. Совершенный вид — это изучение вместе со смыслами и значениями, и самая низшая степень — это заучивание только слов. Другое высказывание Наби (салляллаху ‘алейхи уа саллям), переданное Са’идом бин Сулеймом (рахматуллахи ‘алейхи) как мурсалян (тип хадиса), подтверждает вышеупомянутый хадис: «Тот, кто выучит Коран, и будет считать того, кто наделён чем-то другим, выше себя, то это будет оскорблением благу Аллаха, данному ему, посредством Корана», И ясно, что когда слова Аллаха являются превосходнее всех других слов, как постоянно встречается в хадисах, то, конечно же, их изучение и обучение им должно быть превыше всего. Мулла ‘Али Кари (рахматуллахи ‘алейхи) приводит другой хадис: «Человек, который выучил Коран, набрал знания пророчества на своем лбу». Сахль Тустари (рахматуллахи ‘алейхи) говорит, что признак любви к Аллаху Та’аля — это присутствие в сердце любви к Книге Аллаха. В «Шархе Ихья» в список людей, которые будут находиться под тенью трона Аллаха в страшный День Суда, включены те, которые преподают Коран детям мусульман, а далее включены и те, кто выучивают Коран в детстве, и, став взрослыми, внимательны к его чтению.


2. Абу Са’ид (радиаллаху’анху) говорит, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил, что Аллах Та’аля сказал: “Тому, кто не находит времени для зикра и до’а из-за того^ что занят Кораном, Я дам больше, чем всем просящим до’а. Превосходство слова Аллаха над всеми другими словами, как превосходство самого Аллаха над всеми Его творениями».

То есть тому, кто занят заучиванием Корана наизусть, изучением или осмыслением его настолько, что не находит времени для до’а и так далее, Аллах даст ему нечто лучшее, чем то, о чём просят делающие до’а.
Общеизвестно, что когда какой-то человек раздаёт сладости другим, и один из получателей сладостей занят этой же работой, и из-за этого не может взять себе, то его доля откладывается для него в первую очередь. В другом хадисе, в этом месте сказано: «Я дам ему большую награду, чем своим благодарным рабам».


3. ‘Укба ибн ‘Амир (радиаллаху ‘анху) говорит, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) подошёл, когда мы сидели на суффа. Он спросил нас: «Понравилось ли бы кому-нибудь из вас каждое утро ходить на базар Бутхан или Акык, и возвращаться с двумя наилучшими верблюдицами без совершения греха, и не нарушив родственные отношения». Мы сказали: «Любому из нас понравится это, О Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям)». Он сказал: «Пойти утром в мечеть и выучить или научить два аята из книги Аллаха лучше, чем 2 верблюдицы, три лучше, чем три, четыре лучше, чем четыре, и т.д. соответственное число верблюдов».

«Суффа» — это название особо предназначенного возвышения в мечети Набави (в Медине), где сидели бедные мухаджиры. Число «Асхаб-ус-Суффа» время от времени увеличивалось или уменьшалось. ‘Аллама Суюти (рахматуллахи ‘алейхи) насчитал 101 имя и написал отдельную книгу об их именах.
«Бутхан» и «Акык» — два места около Медины, где располагались верблюжьи базары. Верблюд являлся любимцем арабов, особенно верблюдица, которая имела жирный горб.
Выражение «без греха» означает, что вещь без труда приобретается обычно или незаконным присвоением наследства какого-либо родственника, или воровством чьего-либо имущества, и поэтому Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) отрицал все эти способы. И что насколько без всякого труда и без всякого греха приобрести что-то понравится каждому, то настолько лучше и даже превосходнее этого выучить несколько аятов.
Истинный факт в том, что, не говоря уж об одном, двух верблюдах, ну и что из того, что даже если человек получит в царство все семь земель, тогда если не сегодня, то завтра смерть насильно разлучит его с этим, но награда за один аят — это то, что будет оставаться вместе с ним вечно. В нашей повседневной жизни, если человеку дать одну рупию, он будет больше рад, чем, если ты ему дашь тысячу рупий и скажешь, что ты подержи их у себя, а я сейчас приду и заберу. В этом случае, кроме того, что на нем будет груз доверенности, никакой ему пользы не будет.
Фактически, этот хадис является предостережением к тому, чтобы не сравнивать преходящее с вечным. Так пусть каждый человек рассмотрит свои старания, тратит ли он их на вечное или же на преходящее. Горе тому времени, которое тратится на зарабатывание бедствий в вечной жизни.
В последней фразе хадиса «и соответственное число верблюдов» имеется три смысла. Первое, что до числа четыре идёт подробное описание, а о больших числах сказано в общем, что сколько аятов человек выучит, то настолько верблюдов это будет лучше. В этом случае имеются в виду верблюды в общем, будь то верблюд или верблюдица, то есть речь идёт просто о числе большем, чем четыре, так как до четырех упомянуто ясно и подробно в самом хадисе. Второй смысл, числа эти же, как было сказано выше, а смысл заключается в том, что вкусы бывают разные: кому-то нравятс верблюдицы, а кому-то — верблюды. Поэтому Расулюллах (салляллах ‘алейхи уа саллям) использовал такое выражение, что один аят лучше одно! верблюдицы, а если человек предпочитает верблюдов, то один аят лучил одного верблюда. Третий смысл следующий, речь идёт вначале о том числе как и сказано выше, и не больше четырех. Но отличается от сказанного в< втором смысле, где один аят лучше одной верблюдицы или одного верблюда тем, что здесь идёт обобщение, то есть один аят лучше одной верблюдицы ^ одного верблюда вместе. Таким образом, получается, что каждый аят превосходнее соответственного числа верблюдов и верблюдиц вместе. То есть один аят как бы сравнивается с парой (верблюдов).
Мой отец (наввар Аллаху маркадуху) предпочитал последнее толкование, потому что в нём больше ценностей. Тем не менее, не имеется в виду, что награда за один аят может сравниться с одним или двумя верблюдами, это приведено всего лишь для сравнения и примера. Как я уже писал, что награда за один аят, которая останется навечно, лучше и превосходнее обладания семью землями, которые являются преходящими.
Мулла ‘Али Кари (рахматуллахи ‘алейхи) написал про одного шейха, который отправился в Мекку на Хадж, что после того как его корабль причалил в Джидде, его друзья попросили, чтобы он остался с ними немного, так чтобы от бараката его присутствия в их торговле была большая прибыль. А на самом деле они хотели, чтобы некоторые прислуживающие шейху получили бы кое-что из этой прибыли. Вначале шейх нашёл отговорку, но когда они настаивали, то хазрат расспросил о максимальной прибыли, которую они могли заработать. Они объяснили, что она бывает по-разному, но максимально—один к двум. Шейх сказал: «Вы из-за такой маленькой прибыли столько мучаетесь? Как я могу ради такого оставить намаз в мечети Харам в Мекке, где получаешь в сто тысяч раз больше». В действительности, мусульманам есть над чем подумать, насколько они жертвуют духовными прибылями ради ничтожного мирского пропитания.


4. ‘Айша (радиаллаху ‘анха) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Знаток Корана будет с благородными ангелами, которые переписывают ниспосылаемые книги Аллаха. А тот, кто с трудом, но усердно читает Коран, получает двойную награду».

«Знатоком Корана» называется тот, кто хорошо его знает и хорошо его читает. А если он ещё знает его смыслы и значения, то что ещё скажешь? «Быть вместе с ангелами» означает, что и ангелы являются передатчиками Корана из Лаухи-ль-Махфуз (хранимые скрижали), и он тоже является передающим и доводящим Коран до других, то и он и они занимаются как бы одним и тем же делом, же то,- что во время Воскрешения он будет вместе с
Запинающемуся двойная награда: одна — за его чтение, а другая — за те трудности, которые он терпит из-за постоянных запинок. Но это не означает, что он превзойдёт знатока. Награда, описанная для знатока, намного выше этой, так как сказано, что его сбор будет с особыми ангелами. Но смысл в том, что за труд, затраченный на преодоление трудностей и запинок, будет получена отдельная награда. Поэтому из-за этой причины никто не должен оставлять занятие Кораном.
Мулла ‘Али Кари (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт риваят Тибрани и Байхаки, что тот, кто учит Коран и не может его запомнить, получит двойную награду. Таким же образом тот, кто жаждет запомнить его, но не имеет возможности для этого, но он всё равно не прекращает усилий, тот будет воскрешён Аллахом в Судный День вместе с хафизами.


5. Ибни ‘Умар (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорит: «Зависть запрещена, кроме как к двоим: к тому, кому Аллах Та’аля дал знание Корана, и он занят им днём и ночью, и к тому, кому Аллах дал много богатства, и он тратит его днём и ночью».

Из аятов Корана и множества хадисов в общем известно, что «хасад» (зависть) — это зло, и абсолютно запрещена. Этот хадис показывает, что зависть возможна к двум людям. Так как существует много хадисов о зависти, ‘улема (учёные) выделяют два смысла этого хадиса. Первый то, что зависть в этом хадисе приводится со значением белой зависти, которая на арабском называется “гыбта”. Разница между хасадом и гыбтой в том, что при хасаде, когда видишь у кого-нибудь какое-либо благо, то хочется, чтобы у него его не было, несмотря на то, есть оно у тебя или нет. А при белой зависти появляется желание также обладать этим, и все равно, другой лишается этого или не лишается. Так как единогласным мнением ‘улема (иджма) хасад — это харам, то здесь хасад берётся учёными как гыбта.
Второй смысл может быть таким, что иногда слова используются как допущение, то есть если бы хасад (зависть) была бы разрешена, то это было бы в отношении двоих людей.


6. Абу Муса (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Верующий, который читает Коран, подобен цитрусу — у него хороший запах и сладкий вкус. Верующий, который не читает Коран, подобен финику, —• у него нет запаха, но сладкий вкус. Мунафик, который не читает Коран, подобен ханзале, — у него нет запаха и горький вкус. Мунафик, который читает Коран, подобен райхану — у него приятный запах, но горький вкус».

Цель этого хадиса — сравнить неосязаемые вещи с осязаемыми, так чтобы легко можно было представить разницу между чтением Корана и нечтением его, иначе очевидно, что какое может быть отношение цитруса и финика к сладости и благоуханию Корана. Хотя в таком сравнении есть свои особенности, которые связаны со знанием набавия (пророчества), и являются подтверждением глубины знаний Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям).
Например, возьмем цитрус. Он освежает рот, очищает желудок, улучшает пищеварение и так далее. Эти пользы также имеют особое отношение к чтению Корана, например, свежесть во рту, внутреннее очищение, духовная сила, имеющиеся в чтении Корана, очень сходятся с приведёнными ранее пользами. Говорится, что у цитруса есть ещё одна особенность — в дом, где есть цитрус не может войти джин. Если это правильно, то и в этой особенности будет сходство с Кораном. Я слышал от некоторых врачей, что от цитруса улучшается также память, и передаётся в книге «Ихья» хазратом “Али (карамаллаху ваджхаху), что три вещи улучшают память: 1) мисвак, 2) ураза, 3) чтение Корана.
В книге Абу Дауда в заключение этого хадиса написано, что хороший друг подобен продавцу муска. Даже если ты не будешь покупать муск, то хорошего запаха всё равно не избежать. А плохой друг подобен кузнецу. Даже если ты не испачкаешься сажей, то от дыма всё равно никуда не денешься. Человеку очень важно взглянуть на своих друзей, с какого рода людьми он общается.


7. ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Аллах возвышает многих людей из-за этой книги (Корана), и унижает других из-за неё».

Тех людей, которые верят в него и поступают по нему, Аллах Та’аля возвышает и даёт им уважение, а тех, которые не поступают по нему, Аллах унижает. Это подтверждается также аятами Корана. В одном месте говорится:
«Он Вводит этим в заблуждение многих иведёт прямым путём многих» (2 Бакара: 26)
В другом месте сказано:
«И Мы низводим из Корана то, что есть исцеление и милость для верующих, а -для неправедных только увеличивает потерю» (17 Бани Исраиль; 82)
Сказано, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил, что многие лицемеры этой общины будут кари (чтецы Корана). В «Ихья» рассказывается от некоторых машаихов, что как только человек начинает читать какую-либо суру Корана, ангелы начинают читать для него до’а о милости до тех пор, пока он не закончит. А другой человек начинает читать суру, и ангелы до завершения проклинают его.
Утверждается некоторыми “улема, что иногда человек читает Коран, и сам на себя призывает проклятия, даже не зная этого. Он читает в Коране:
«О, проклятие Аллаха над неправедными». (11 Худ: 18) И из-за того, что сам является неправедным, он попадает под эту угрозу. Таким же образом, он читает:
«...проклятие Аллаха на лжецов». (3 Аали ‘Имран: 61) И по причине того, что сам является лжецом, тоже достоин этого.
‘Амир ибн Васила (рахматуллахи “алейхи) рассказывает, что хазрат ‘Умар (радиаллаху ‘анху) назначил правителем Мекки Нафи’ ибни ‘Абдуль Хариса. Однажды он спросил его, кого тот назначил управляющим лесным хозяйством. Тот ответил: «Ибни Абза». Хазрат ‘Умар спросил: «Кто это Ибни Абза?» Он ответил: «Один из наших рабов». Хазрат “Умар с упрёком спросил: «Почему вы назначили амиром раба?» Нафи’ ответил: «Потому что он из читающих Книгу Аллаха». Хазрат ‘Умар привёл хадис, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил, что Аллах Та’аля, благодаря этой Книге, даёт многим возвышенные степени, а многих унижает.


8. ‘Абдур Рахман ибн ‘Ауф (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Три вещи будут под троном Аллаха в День Кыямата. Первое — это Коран, который будет спорить с людьми. Коран —”очевидный” и “скрытый”. Второе— это аманат (доверие). Третье — это родственные связи, которые скажут, что того, кто соединял меня, пусть Аллах соединит со Своей милостью, а того, кто разорвал меня, пусть Аллах оторвёт от Своей милости.

То, что эти вещи будут под троном Аллаха, означает их совершенную близость, то есть при Верховном Дворе Аллаха Та’аля они будут самыми приближенными. Спор Корана значит, что кто не забывал его, исполнял его права и поступал по нему, он будет защищать их сторону, заступаться и поднимать их степени.
Мулла ‘Али Кари (рахматуллахи ‘алейхи) приводит риваят из Тирмизи, что Коран при Дворе Аллаха попросит дать человеку одежду, тогда Аллах Та’аля даст Корону Почёта. После этого Коран попросит о ещё большем. Тогда Аллах Та’аля даст полную одежду Почёта. После этого Коран попросит, чтобы Аллах был доволен этим человеком, тогда Аллах Та’аля выразит Свое довольство им. Когда в этой жизни никакое самое великое благо не может быть больше, чем довольство любимого, то в ахирате, какое благо может сравниться с довольством Любимого.
А с тех, кто нарушил его права, Коран потребует объяснений: «Как вы относились ко мне, как вы соблюдали мои права?» В «Шархе Ихья» приводятся слова Имама Абу Ханифы (рахматуллахи ‘алейхи), что завершать чтение Корана 2 раза в год — право Корана. Те господа, которые не читают Коран даже случайно, должны подумать, какие ответы они будут давать такому сильному обвинителю. Смерть в любом случае придёт, и её никак не избежать.
Смысл того, что Коран “очевидный” и “скрытый”, видимо в том, что есть очевидные смыслы, которые каждый человек может понять, и есть скрытые смыслы, которые не всякий поймёт. На это Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) указал в хадисе, что тот, кто высказал свое мнение по поводу Корана, даже если оно правильно, он совершил ошибку.
Некоторые машаихи под «захир» (очевидный) имеют в виду слова Корана. А в чтении слов Корана все равны. Под «батын» (скрытый) имеют в виду его смыслы и значения, способность восприятия которых бывает разная.
Ибн Мас’уд (радиаллаху “анху) говорит: «Если вы хотите знаний, то размышляйте над значениями Корана, в них знания о прошлом и будущем». Но необходимо соблюдать условия и правила, существующие для толкования Корана. Не так, как в наши дни стало принято, зная немного арабского или даже не зная совсем ни одного слова, заглянув в перевод Корана, начинают выдвигать свои мнения.
Для толкования Корана специалисты указали на необходимость освоения пятнадцати наук. Из-за недостатка времени, я привожу их вкратце, из чего будет понято, что постичь глубины смыслов Корана дано не каждому.

1) Лугат, то есть язык, из-за которого узнаются значения отдельных слов Корана. Муджахид (рахматуллахи ‘алейхи) говорит: «Кто верит в Аллаха и в День Суда, ему не разрешено без знания арабского языка открывать рот в отношении Корана. И недостаточно знать всего несколько смыслов слова, потому что часто одно слово имеет много значений, и среди них он знает одно или два, а на самом деле в данном месте имеется в виду какой-то другой смысл».
2) Необходимо знать нахв, грамматику, потому что при изменении и’раб (гласных звуков) меняется целиком смысл слова.
3) Сарф, так как из-за различий в корне и в спряжении полностью меняются значения.
Ибни Фарс (рахматуллахи ‘алэйхи) говорит: «Тот, кто потерял знания сарф, тот многого лишился». ‘Аллама Замахшари передаёт в тафсире «Уджубат», что’один человек перевёл аят:
«В тот День, когда мы призовем всех людей со своими имамами», (17 Бани Исраиль: 71) — из-за незнания сарфа, как: «В тот День, когда мы призовем всех людей со своими матерями». Слово имам, которое было в единственном числе, он принял как множественное число слова умм (мать). А если бы он знал сарф, то он знал бы, что множественное число слова «умм» не будет «имам».
4) Иштикак. Необходимо знать иштикак, так как если слово происходит от двух разных корней, то оно будет иметь различные значения. Как, например, слово «масих» происходит от слова «масах», что означает дотрагиваться или протирать влажной рукой, а также от слова «масахат», что означает измерения.
5) ‘Ильм-уль-ма’ани. Структура словосочетаний понимается на основе её значений.
6) ‘Ильм-уль-баян. Знание, с помощью которого определяются явные и скрытые значения речи, а также метафоры и иносказания.
7) ‘Ильм-уль-бади’. Из-за неё открывается красота языка с точки зрения-описаний.
Последние три науки составляют «’Ильм-уль-балагат», и являются одними из важнейших наук для толкователей, потому что Священный Коран — это нечто неподражаемое, что становится понятным, благодаря этим наукам.
8) ‘Ильм-уль-кыра’ат. Знание искусства прочтения. В разных способах чтения передаются иногда разные смыслы. Иногда одни смыслы предпочтительнее других.
9) ‘Ильм-уль’ака’д. Знание мировоззрения, основ вероубеждения. Так как встречаются в Коране такие аяты, которые в их явном смысле не применимы к Аллаху Та’аля. Иногда возникает необходимость объяснять некоторые аналогии. Как, например: в аяте 48, суре Победа: 10)
10) Усуль-уль-фикх. Правила законоведения. Бывает необходима для обоснования и приведения аргументов в основу подтверждения утверждений.
11) Асбаб-ун-нузуль, то есть ситуации, в которых ниспосылались аяты. Из-за них лучше разъясняются смыслы аятов. А иногда основной смысл аята определяется, только если знаешь ситуацию его ниспослания.
12) Насих-о-мансух. Знание приказов, которые постепенно были отменены или заменены, так чтобы отмененный приказ можно было отличить от действующего.
13) ‘Ильм-уль-фиках. Знание законов ислама. Знание деталей позволяет понять всё в целом.
14) Необходимо знать такие хадисы, которые являются толкованием определённых аятов Корана.
15) После всего этого существует ‘Ильм-и-вахби, которую Аллах дарует особым людям, как показано в хадисе:
«Кто поступает в соответствии с тем, что знает, тому Аллах Та’аля даёт знание того, чего тот не знает».
Таким же образом ‘Али (радиаллаху ‘анху) указал на это знание, когда люди его спросили, давал ли ему Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) особые знания или особые наставления, которые касаются только его, а не всех обычных людей. Он ответил: «Клянусь Тем, Кто создал джаннат и создал душу, что не обладаю ничем, кроме того понимания, которое Аллах Та’аля давал кому-либо, чтобы понять Его Книгу».
По словам Ибни АбиДунья, знания Корана и того, что из него следует— как безбрежный океан.
Вышеперечисленные науки подобны инструментам для толкователя. А если кто-либо, не обладая этими науками, будет делать тафсир (комментарий), то в него войдут его личные мнения, что было запрещено. Сахабы (радиаллаху ‘анху) обладали арабским языком, который был их родным, а остальные знания они черпали из светильника пророчества.
‘Аллама Суюти (рахматуллахи ‘алейхи) говорит: «Возможно, уы думаешь, что получить ‘Ильм-и-вахби является выше человеческих сил. Но на самом деле не так. Способ его приобретения — это принять те средства, за которые Аллах Та’аля даст эти знания. Например, поступать в соответствии со знанием, отрешённость от мира и так далее».
Написано в «Кимия-и-Са’адат», что толкование Корана не будет ясным для трех человек. Первый, — не обладающий знанием арабского, второй — упорствующий в каком-либо большом грехе или бид’атах (нововведениях), потому что из-за этого греха или бид’атов его сердце чернеет, из-за чего он лишается понимания Корана; третий — тот, кто в вопросах веры берёт только то, что осмысливает, и раздражается от тех слов Корана, которые ему противоречат. Он не получит ничего от понимания Корана.
Пусть Аллах защитит нас от этого.


9. ‘Абдулла’ ибн ‘Амр (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «(В Судный день) человеку Корана будет сказано: «Читай и поднимайся, читай ясно и красиво, как ты читал в этом мире. Когда ты дойдешь до последнего аята, это будет твоя ступень».
10.
Под «человеком Корана», очевидно, подразумевается хафиз. Мулла ‘Али Кари (рахматуллахи ‘алейхи) объяснил очень подробно, что читающий по книге сюда не входит, во-первых, потому что сама фраза «человек Корана» указывает на это, во-вторых, потому что существует риваят в «Муснаде» Ахмада:
«Пока он читает Коран, который с ним».
В этой фразе, в данном случае, ещё более очевидно, что имеется в виду хафиз, но все же, возможно, что сюда включается и читающий по книге, который читает его очень часто.
В «Миркате» написано, что здесь не имеется в виду тот читающий, которого Коран проклинает. Подразумевается ссылка на этот хадис, где сказано, что есть много читающих Коран, которых Коран проклинает. Поэтому, если мировоззрения человека неправильны, то его чтение Корана не является доказательством того, что оно будет принято. Существует множество хадисов этого типа о «Хаваридж» (секта, противостоявшая хазрату’Али (радиаллаху •анху)).
Шах ‘Абдуль’Азиз (рахматуллахи ‘алейхи) в своем тафсире (толковании) Корана написал о «тартиле», что тартиль означает, буквально, ясное и понятное произношение, а в шари’ате—это означает чтение с соблюдением Некоторых правил:
1) правильно произносить звуки, то есть они должны выходить в соответствии со своим махаридж, чтобы вместо мягкого звука «та» не говорили твердый «та», и т.п.
2) останавливаться на месте пауз, как следует, чтобы присоединение и разрыв фраз не был в ненужных местах;
3) как следует различать харака (и’раб — гласные звуки);
4) немного возвысить голос, чтобы произносимые ртом слова Корана достигали ушей и действовали на сердце;
5) голос сделать таким, чтобы возникло переживание, и это подействовало бы на сердце быстро, потому что трогательный голос быстро действует на сердце, больше влияет и даёт силу душе.
По той причине, что врачи говорят, что если необходимо, чтобы лекарство быстро действовало на сердце, то его нужно смешать с приятным запахом, тогда сердце его быстро принимает, а те лекарства, которые должны действовать на печень, должны быть смешаны со сладким, потому что печень впитывает сладость, поэтому мне кажется, что если использовать духи во время чтения Корана, то это будет лучше влиять на сердце.
6) Произносить чётко ташдид (удвоение) и мад (удлинение), потому что от этой четкости проявляется величие Корана, и это способствует лучшему воздействию.
7). Реагировать на аяты милости и наказания, как упоминалось ранее,
Соблюдение этих семи пунктов и называется тартилем. Цель всех их одна и та же — это понимание Корана и размышление над ним.

Кто-то спросил у хазрати Умм Саляма (радиаллаху ‘анха) о том, как Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саплям) читал Коран. Она ответила: «Он произносил все звуки, выделяя, то есть выводил все гласные полностью, а каждый согласный произносил отчетливо и ясно». Чтение с тартилем — мустахаб, даже если не понимаешь значений.
Ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) сказал, что он предпочитает читать суры Аль-Кари’а и Иза Зульзиля с тартилем, чем суры Аль-Бакара и Аали ‘Имран без тартиля.
По мнению толкователей и учёных, смысл вышеупомянутого хадиса в том, что, читая каждый аят, человек поднимается на одну ступень в джаннате. Поэтому из этого хадиса следует, что количество ступеней в джаннате равно количеству аятов Корана. Поэтому сколько аятов человек выучит, на столько ступеней выше будет его место, а тот, кто выучит весь Коран, он будет на самой высшей ступени.
Мулла ‘Али Кари (рахматуллахи ‘алейхи) написал, что из хадисов следует, что нет ступени выше, чем у чтеца Корана, так курра (чтецы Корана) будут подниматься соответственно числу аятов. ‘Аллама Дани (рахматуллахи •алейхи) говорит, что специалисты согласились во мнении, что в Коране насчитывается . шесть тысяч аятов и выше. Выше шести тысячи аятов, в определении точного числа есть разногласия. Приводятся разные числа: 204, 14,19,25,36.

В “Шархе Ихья” написано, что в джаннате каждому аяту соответствует одна ступень. Так будет сказано чтецу подниматься по ступеням джанната соответственно его чтению. Тот, кто прочитает весь Коран полностью, достигнет самой высшей ступени джанната. А тот, кто прочитает какую-либо часть, то он поднимется на соответствующую ступень. Короче говоря, окончание поднятия будет определено окончанием чтения.
Согласно моему мнению, этот хадис имеет немного другой смысл.
Если оно правильно, то это с помощью Аллаха, а если нет, то это от меня...
Суть его такая; возвышение в вышеупомянутом хадисе не такое, как описано, что каждому аяту соответствует одна степень. Потому что при таком способе поднятия, очевидно, нет никакой связи, читаешь ты с тартилем или без тартиля.
Выше уже говорилось, что когда читается один аят, то происходит поднятие на одну ступень, независимо от того, читаешь с «тартилем» или без. Но у этого хадиса, очевидно, другое значение. Возвышение здесь будет зависеть от качества чтения. А качество чтения на прямую зависит от того, читаешь с «тартилем» или без. Поэтому, с каким качеством «тартиля» человек читал Коран в этом мире, то с таким же «тартилем» он сможет читать его в ахирате. И в соответствии с этим он будет возвышаться в степенях.
Мулла ‘Али Кари (рахматуллахи ‘алейхи) приводит один хадис, что если человек читал часто в этом мире Коран, то он будет его помнить и в ахирате, иначе забудет. Пусть Аллах Та’аля будет милостив, так как среди нас много таких, чьи родители из-за жажды к религии сделали так, чтобы они выучили Коран наизусть, но из-за своей небрежности и невнимания они уже в этом мире его утеряли. И, наоборот, встречается в некоторых хадисах, что тот, кто умрёт, в то время как он учил Коран и переносил все трудности в этом старании, тот будет воскрешён вместе с хафизами. Дары Аллаха нескончаемы, но есть ли такие, кто хочет получать их? Как сказал поэт:
«Его дары для всех, о Шахиди! Ты тоже что-нибудь получил бы, если б
был достоин»,


10, Ибн Мас’уд (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто читает одну букву из Книги Аллаха, получает награду за одно хорошее дело. И это хорошее дело — как десять. Я не говорю, что Алиф-Лям-Мим — это одна буква, но алиф — это одна буква, лям — это одна буква, мим — это одна буква».

Смысл в том, что во всех других ‘амалях (поступках) весь ‘амаль засчитывается как один целый, но в случае Корана это не так; части “амаля тоже засчитываются как одно полное дело. И поэтому в чтении Корана каждая буква считается как одно хорошее дело. А на каждое хорошее дело обещана десятикратная награда.
«Кто придёт с хорошим делом, тому десятикратное подобно», (6 Скот: 160). И это наименьшая степень.
«Аллах умножает, кому пожелает». (2 Бакара: 261). То, что каждая прочитанная буква, считается как одно хорошее дело, показано примером Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), который сказал, что Алиф Лям Мим) не будет одной буквой, но (Алиф), (Лям), (Мим) — это отдельные буквы, так что это будет равно тридцати хорошим делам. Существует разногласие о том, имеется ли здесь в виду начало суры “Бакара” или начало суры “Филь” (А лям тара...). Если имеется в виду начало суры “Бакара”, то, очевидно, это означает, что рассматриваются буквы так, как они написаны, тогда (Алиф) (Лям), (Мим) будут три буквы, поэтому получится 30 хороших дел, а если имеется в виду начало суры “Филь”, то ^—II (Алиф, Лям, Мим), которые в начале суры «Бакара”, будут как 9 букв, поэтому её награда будет в 90 хороших дел.

В риваяте Байхаки (рахматуллахи ‘алейхи) сказано: «Я не говорю, что
(Бисмйллях) — это одна буква, но подразумевается, что (ба), (син), (мим) — отдельные буквы».


11. Мо’аз аль Джухани (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто читает Коран и поступает по нему, его родители получат корону в Судный день, которая будет ярче солнца, если это солнце будет у вас дома. То, что вы думаете о самом этом человеке».

Благословением за чтение Корана и следование ему будет то, что родителям читающего наденут такую корону, чей свет будет ярче света солнца, если это солнце будет у вас дома. То есть солнце из такого далека даёт столько света, а если оно будет в доме, то, конечно же, из-за этого будет ещё намного больше света и яркости. И свет короны, которую наденут на родителей чтеца, будет ещё больше, чем свет, который даёт солнце в доме.
Когда это будет припасено для родителей, то представьте сами, какой будет награда самому читающему. Когда только из-за него получается такое следствие, то самой причине будет дано во много степеней больше. Родителям даётся такая награда только из-за того, что они явились причиной его появления и образования.
В сравнении с солнцем, когда оно будет в доме, кроме того смысла, что из-за близости будет больше света, есть ещё указание и на другую тонкость. То, что находится постоянно с тобой, к тому привязанность и любовь больше. Чуждость, связанная с удалённостью солнца, при его близости заменится на привязанность. Таким же образом, хотя солнце приносит пользу всем, но если оно будет принадлежать кому-то одному, то какая это будет для него гордость.
Хаким (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт от Бурайды (радиаллаху ‘анху) хадис Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям); «На того, кто читает Коран и поступает по нему, наденут корону, сделанную из нура. А его родителей оденут в две одежды, с которыми не сможет сравниться весь мир. И они спросят: “О, Аллах! За что эти одежды?” И будет ответ: “За то, что ваше дитя читало Коран”.»
Приводится в “Джама’уль Фаваид” Тибрани (рахматуллахи ‘алейхи), что Анас (радиаллаху ‘анху) передаёт высказывание Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям): «Тому, кто научит своего сына читать Коран, прощаются все его прошлые и будущие грехи, А тот, кто сделает своего сына хафизом Корана, будет воскрешён в День Суда подобным луне в 14-ую ночь. И его сыну будет сказано начать чтение, и за каждый прочитанный сыном аят его отец будет подниматься на одну ступень, пока не завершится весь Коран».
В чтении Корана ребёнком для родителей благо. Но это не все. Послушайте далее, если не дай Господь, вы из скупости к нескольким медякам лишите своего сына религии, то вы не только лишитесь бесконечной награды, но придётся также ответить перед Аллахом. Из-за страха, что после учёбы ‘алимы и хафизы нуждаются в куске хлеба и подаяниях, вы уберегаете своего любимого сына от этого. Помните, что этим вы не только ввергаете его в вечное горе, но также берёте на себя очень суровую ответственность. Сказано вхадисе:
“Каждый из вас ответственный, и будет спрошен за опекаемых”.
Необходимо стараться уберечься и уберечь других от этих недостатков. Не одеваться из-за боязни вшей — это глупо. Конечно же, нужно стараться держаться в чистоте. Словом, если вы приобщите своего ребёнка к религии, то освободитесь от своей ответственности, и, пока он будет жить и читать за вас до’а и истигфар, он будет причиной поднятия ваших степеней. Но если вы, ради нескольких медяков в этом мире, оставите его несведущим в религии, то вам не только придётся получить наказание за свои дела, но и сколько плохих дел, грехов и непристойностей им будет совершаться, ваша книга дел не останется пустой от этого.
Ради Аллаха! Будьте справедливы к себе. Этот мир в любом случае преходящий, а смерть — это окончание страданий, какими бы большими они не были, но страданиям, после которых нет смерти, не будет конца.


12. ‘Укба ибн ‘Амир (радиаллаху’анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Если Коран поместить в кожу, а затем положить в огонь, то он не сгорит”.

Учёные в толковании этого хадиса разошлись на две стороны. По мнению .одних, подразумевается любая кожа, и под огнём понимается огонь этого мира. В этом случае идёт ссылка на особое чудо, присущее времени Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), как были присущи особые чудеса другим посланникам. Второй смысл — имеется в виду человеческая кожа, а огонь — это огонь джаханнама. В этом случае применение хадиса общее, не связано с каким-либо определённым временем. То есть, если какой-либо человек, будучи хафизом Корана, из-за какого-либо проступка попадёт в джаханнам, то огонь не будет действовать на него. В одном риваяте говорится, что огонь его не коснётся. Риваят Абу Умамы (радиаллаху ‘анху), приведённый в “Шарах-ус-Сунна” Муллой ‘Али Кари (рахматуллахи ‘алейхи), подтверждает второй смысл, где говорится: “Учите Коран наизусть, потому что Аллах Та’аля не наказывает сердце, в котором хранится Коран”. Текст этого хадиса чист и подтверждён Кораном.
Те, кто считает заучивание Корана бесполезным, ради Аллаха, немного поразмыслите над этой ценностью. Только одна эта ценность такова, что из-за неё надо, чтобы каждый человек отдал свою душу выучиванию Корана наизусть, потому что нет такого человека, который не совершал бы грехи и не заслуживал бы огня.
В “Шарх-уль-Ихья” в списке людей, которые будут находиться под тенью Трона Аллаха в Страшный и Жестокий День, согласно хадису, переданному Дельми (рахматуллахи ‘алейхи) от хазрата ‘Али (радиаллаху ‘анху), говорится, что обладатели Корана, то есть хуффаз, будут находиться под тенью Аллаха с посланниками и приближёнными людьми.


13. ‘Али (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Кто читает Коран и учит его наизусть, и считает халяль (дозволенное) халялем и харам (запрещённое) харамом, он будет впущен в джаннат Аллахом Та’аля, который примет от него заступничество за 10 человек из его семьи, которые обречены в джаханнам».
По милости Аллаха, вход в джаннат обязателен для каждого верующего, даже если это произойдёт после наказаний в джаханнаме за его грехи. А для хуффаз этот вход действителен с самого начала. Десять человек, за которых будет принято заступничество — это грешники, совершающие большие грехи, а для кафиров (неверующих) вообще не будет никакого заступничества. Аллах Та’аля говорит:
«Поистине тем, кто приписывает Аллаху сотоварищей, запретил Аллах джаннат, и обиталище их огонь, и нет для неправедных помощников». (5 Трапеза: 72).
В другом месте сказано:
«И не следует посланнику и тем, которые уверовали, просить прощения для многобожников, хотя бы они были родственниками, после того как стало ясно для них, что они — обитатели огня». (9 Тауба: 113) и так далее.
Утверждения в этих текстах ясны. Нет прощения для многобожников. Поэтому под заступничеством хуффаз подразумевается заступничество за тех мусульман, которым надлежит войти в джаханнам из-за своих грехов.
Те, кто хочет спастись от джаханнама, но не может выучить Коран сам, им необходимо по крайней мере сделать одного из своих родственников хафизом, из-за кого они будут спасены от наказаний за свои грехи.
Насколько огромны блага Аллаха на того человека, чьи отец, дяди, деды — все хафизы. (Здесь имеется в виду сам автор).


13. Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Учите Коран и читайте его, потому что тот, который выучивает Коран и читает его, и читает его в тахаджуд намазе, он — как полный мешок муска, чей запах наполняет всё вокруг, а человек, который выучил Коран и спит, он подобен мешку муска, который завязан».

Тот, кто выучил Коран, и следит за ним, и ночами читает его в намазе, подобен открытому мешку муска, чей запах распространяется повсюду. Таким же образом, от чтения Корана хафизом по всему дому бывает нур и баракат. И если этот хафиз заснёт или из-за небрежности не будет читать, то и тогда тот Коран, который у него в груди, все равно будет муском. Но из-за такой небрежности потеря будет в том, что другие люди будут лишены его бараката, хотя в любом случае его сердце содержит этот муск в себе.


14. Ибн ‘Аббас (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Тот, кто не знает наизусть даже части Корана, он подобен опустошённому дому».

В сравнении с опустошённым домом имеется также одна особенная тонкость. “Пустой дом захватывает джин”. (Персидская поговорка). Таким образом, сердце, пустое от Корана, больше захватывается шайтаном. Насколько сильное предостережение в этом хадисе, что сердце без Корана названо заброшенным домом.
Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) говорит, что в доме, в котором читается Коран, домашние прибавляются, добро и баракат умножается, в него спускаются ангелы, и шайтаны выходят из него. А в тех домах, в которых не читается Коран, жизнь ожесточается и лишается бараката, ангелы оставляют его, и шайтаны входят в него.
Хазрат Ибни Мас’уд (радиаллаху ‘анху) говорил, а некоторые другие передавали от Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), что пустой дом — это тот, в котором не читается Коран.


15. ‘Айша (радиаллаху ‘анха) говорит, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Чтение Корана в намазе лучше, чем чтение вне намаза, а чтение вне намаза лучше, чем тасбих и такбир, а тасбих лучше, чем садака, а садака лучше, чем ураза, а ураза — защита от огня”.

Превосходство чтения Корана над зикром очевидно, потому что это Слово Аллаха, а как было сказано ранее, превосходство слов Аллаха над другими словами, как превосходство Аллаха над его творениями. Превосходство зикра над садака также встречается в других хадисах. А превосходство садака над уразой, как даётся в этом хадисе, противоречит некоторым другим хадисам, где ураза ставится выше садака. Это различие зависит от ситуации, в некоторых случаях лучше ураза, а в некоторых — садака. Таким же образом, различие зависит от людей. Для некоторых людей лучше ураза. Когда ураза, чья степень в этом хадисе идёт самой последней, является защитой от огня, то что можно сказать о чтении Корана, которое стоит самым первым.
Автор “Ихья” приводит от хазрата ‘Али (радиаллаху ‘анху), что тому, кто читает Коран, стоя в намазе, даётся за каждую букву 100 наград, а тому, кто читает Коран, сидя в намазе — 50 наград, а тому, кто читает вне намаза, но с вуду (тахаратом) — 25 наград, а тому, кто читает безвуду(тахарата)—10 наград, а тому, кто не читает, но слушает внимательно читающего — за каждую букву 1 награда.


16. Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Понравилось ли бы кому-нибудь из вас, придя домой, найти трёх жирных беременных верблюдиц». Мы сказали: «Да, нам бы это понравилось». Тогда Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Три аята, которые всякий из вас читает в намазе лучше, чем три беременные жирные верблюдицы».

Подобная тема описывалась в хадисе № 3. Так как в этом хадисе говорится о чтении Корана в намазе, а это лучше, чем чтение вне намаза, поэтому приводится сравнение с беременными верблюдицами. Потому что здесь имеются два деяния — намаз и чтение Корана, поэтому также в сравнении две вещи — верблюдицы и их беременность. Как я уже писал в хадисе № 3, что цель хадисов этого типа — это привести сравнение, иначе, вечная награда одного аята ценнее тысяч верблюдиц.


18. ‘Усман бин ‘Абдулла бин Аус Аль Сакафи (радиаллаху ‘анху) рассказывает от своего деда, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Чтение Корана наизусть даёт награду в тысячу ступеней, а чтение по книге увеличивает до двух тысяч ступеней».

Ранее уже были описаны множество достоинств хафиза. Ценность чтения Корана по книге, которая встречается в этом хадисе, связана с тем, что в чтение по книге, помимо более глубокого понимания и размышления, входит ещё несколько благочестивых деяний: смотреть на Коран, трогать его и так далее. Поэтому оно превосходнее. Из-за того, что смыслы хадисов различны, учёные тоже расходятся в том, что предпочтительнее читать Коран по памяти или по книге.
Мнение одной группы учёных такое, что чтение Корана по книге предпочтительней. Они опираются на вышесказанный хадис и также на то, что при таком чтении человек уберегается от ошибок и его взгляд всегда направлен на Коран. Другая группа предпочитает чтение по памяти. Они взяли за основу другой хадис и также то, что чтение по памяти является причиной смиренности и далеко от показности, и, далее, что привычкой Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) было чтение Корана наизусть.
Имам Навави (рахматуллахи ‘алейхи) по этому поводу сделал следующее заключение: предпочтение будет отличаться от особенности человека. Для некоторых лучше читать по книге, кому при этом удаётся большее размышление и осмысление. А у кого получается осмысливать при чтении наизусть, тому лучше читать наизусть. Хафиз (рахматуллахи ‘алейхи) в своей книге “Фатх-уль-Бари” предпочёл это объяснение.
Говорится, что из-за чрезмерного чтения хазратом ‘Усманом (радиаллаху ‘анху) изорвались два Корана. ‘Амр ибни Маймун (рахматуллахи ‘алейхи) приводит в “Шархе-Ихья”, что тот, кто, прочитав утренний намаз, откроет Коран и прочитает до 100 аятов, тому даётся награда, равная этому миру. Говорится, что чтение Корана по книге улучшает зрение. Хазрат Абу “Убайда (радиаллаху ‘анху) рассказывает мусальсаль хадис (тип хадиса), каждый рассказчик которого говорит, что у него были трудности с глазами, и учитель велел читать Коран по книге. Хазрат Имам Шафи’и (рахматуллахи’алейхи) часто открывал Коран после ‘иша и закрывал его только перед фаджром.


19. ‘Абдулла ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорит: «Сердца ржавеют, как железо в воде». Кто-то спросил: «Что может очистить сердца, О Расулюллах?». Он ответил: «Частое вспоминание смерти и чтение Корана».

То есть, благодаря чрезмерности в грехах и пренебрежении вспоминанием Аллаха, сердце ржавеет, как ржавеет железо от воды. Чтение Корана и вспоминание смерти полирует заржавевшее сердце. Сердце подобно зеркалу. Насколько оно мутное, настолько тусклое будет в нём отражение познания Аллаха. А насколько оно будет чище и блестяще, настолько отражение познания Аллаха будет яснее.
Поэтому, чем больше человек занимается грехами, страстями и дьявольщиной, тем дальше он будет от познания Аллаха. Для очищения этого зеркала машаихи предписывают постоянный и усердный, отдельный и совместный зикр.
Встречается в хадисах, что когда человек совершает грех, на сердце ставится черная точка, а если он раскаивается, то эта точка удаляется. И если он совершает другой грех, то появляется другая точка. Таким образом, если он пофязает в грехах, его сердце постепенно из-за множества точек полностью чернеет. Затем в этом сердце не остаётся стремления к добру, и оно склонно к злу. ^ 1л1ад?-1 У^ Пусть Аллах спасёт нас от этого.
Как указывается на это в Коране;
«Так нет же! Покрыло ржавчиной их сердца то, что они приобретали».(83 Татфиф: 14)
Приводится в одном хадисе, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Я оставляю двоих увещевателей — одного говорящего, другого ~ молчащего. Говорящий — это Коран, а молчащий — вспоминание смерти».
Слова Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) достойны того, чтобы принять их всем сердцем. Но наставление — только для тех, кто примет его и сочтёт необходимым. А где релижя ни к чему, и считается препятствием на пути прогресса, то какая есть необходимость в наставлениях и что в них толку?
Хазрат Хасан Басри (рахматуллахи ‘алейхи) говорит: «Раньше люди воспринимали Коран, как повеления Аллаха. Ночами они размышляли над ним, а днём поступали по нему. А вы очень стараетесь в правильности произношения букв, но не воспринимаете его, как повеление Господа и не размышляете над ним».


20. ‘Айша (радиаллаху ‘анха) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил: «Для всего есть свой предмет гордости, и, истинно, честь и гордость для моей общины — это Коран».

Люди показывают своё достоинство и благородство с помощью происхождения и другими подобными вещами. Источник гордости и благородства для моей общины — это Коран, его чтение, заучивание наизусть, обучение ему, поступать по нему, короче говоря, всё достойно гордости. И почему бы нет? Это слова Любимого, повеления Господа. Никакая самая великая из великой чести в этом мире не сравнится с ними. Далее, самые совершенные достижения этого мира, если не сегодня, то завтра, исчезнут, но честь и совершенство Корана вечны и нескончаемы.
Даже малые свойства Корана таковы, что каждый из них достаточен для гордости, не говоря уже о том, что все эти свойства в нём находятся в совершенном виде. Например, его прекрасная композиция, восхитительные темы, подбор слов, построение речи, сообщения о прошедших и будущих событиях, такие замечания о людях, которые даже если кто-то захочет отрицать, то не сможет. Как, например, при всём том, что иудеи заявляют о своей любви к Аллаху, они не жаждут смерти.
Далее слушающий впечатляется им. Читающему он никогда не надоедает, хотя любая другая речь, сколько бы она ни нравилась, даже если это письмо любимой, которое сводит с ума, надоест, если не после 10 раз прочтения, то после 20, если не после 20, то после 40 раз все равно надоест и ещё раз надоест. Но вы возьмите и выучите часть Корана, и читайте её двести раз, четыреста раз, будете читать всю жизнь, никогда не надоест. И если что-то нас предотвратит от наслаждения им, то это будет только временно и скоро пройдёт. И, чем больше будешь его читать, тем больше увеличится его сладость и наслаждение.
Эти качества таковы, что если в чьей-то речи обнаружится хотя бы одно из них, даже если не целиком, то оно станет для него предметом гордости. Так, если в чьих-то словах имеются в совершенном виде все эти качества, то, сколько будет ему славы и чести.
Теперь, после этого на мгновение взглянем на свое положение. Сколькие гордятся тем, что они хафизы Корана? Или вызывает ли уважение в наших глазах тот, кто является хафизом Корана? Мы считаем своей гордостью и честью большие пребольшие степени и звания, мирские почести и представления, и то, что мы оставляем здесь после смерти.