Этот документ состоит из 6 страниц .... 1.... 2 . . . 3. . . 4 . . .5 . . . 6
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
       
   
   
   
   
   
   
   
   
       
       
   
   
   
   
       
       
       
       
       
       
   

.
О проведении благочестивого Мавлида


Пророк Мухаммад, мир Ему, был послан Всевышним Богом как Милость для миров
(Священный Коран)

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, что Его община не объединяется на заблуждении.

Когда человечество в очередной раз погрузилось во мрак язычества, предав забвению Веру предков, поклонявшихся Единому Создателю, была явлена миру великая Милость Мудрого Господа: Он ниспосылает на землю Пророка Мухаммада, салляллаху аляйхи уа саллям, как превосходный пример жизни, достойной высокого звания человека – избранного творения Аллаха. Мухаммад, мир Ему, пришел с миссией провозвестника Истины от Бога в то время, когда люди утратили понимание самых важных вопросов бытия: кто есть Создатель всего сущего? что такое жизнь? зачем человек пришел в этот мир? И только благодаря Призыву Божьего Посланника Мухаммада, мир Ему, этим, доселе невежественным, людям открылся Прямой путь, и судьбы последующих поколений осветились Истиной веры в Единого Бога.
Сам Пророк, мир Ему, лучше, чем кто-либо из живущих, осознавал великую ценность своей посланнической миссии: Он понимал, как необходимы каждому человеку передаваемые Им от Создателя знания – исчерпывающее руководство к жизни для всего человечества. Ибо, Ему дано было увидеть, что без подобных знаний люди обречены на бессмысленное, а значит, ничтожное существование в этом мире и бесконечные муки в жизни вечной. Именно поэтому Пророк Мухаммад, мир Ему, ценил свое рождение, но отнюдь не как факт из собственной биографии, а видел в нем проявление Бесконечной Милости Создателя к людям. И Он не уставал благодарить Аллаха Всевышнего за этот бесценный дар возможности спасения для всего человечества.


Мавлид, или праздник рождения Посланника Аллаха Мухаммада, мир Ему, — одно из благочестивых новшеств в Исламе.

Известный ученый-теолог прошлого Аль-Хафиз Ас-Сахавий отмечал в своей книге «Фатави» («Религиозные заключения»), что Мавлид начали проводить по истечении трех веков со времени Пророка Мухаммада, мир Ему, и праздник этот распространился по странам Ислама (в этом единодушном стремлении мусульман мира к празднованию Мавлида видится подтверждение высказывания Пророка о том, что Его община не объединится на заблуждении). Впервые официально Мавлид отметили в начале VII века Хиджры по указанию короля местности Ирбиль, который был известным теологом и богобоязненным человеком. Он отличался особой храбростью, за что арабы назвали его Музаффаром (Победителем). Для решения вопроса о законности проведения Мавлида он собрал известных ученых-теологов, разбирающихся в хадисах. Нововведение получило одобрение, как у восточных, так и у западных Исламских ученых, среди которых – Аль-Хафиз Ахмад Ибн Хаджар Аскаланий и его ученик Аль-Хафиз Ас-Сахавий, а также Аль-Хафиз Ас-Суютый и другие.

Мавлид отмечается в месяце Раби-уль-Авваль, в котором родился Пророк Мухаммад, мир Ему, и обычно этому празднику посвящается целый месяц, который тоже называют Мавлидом. Это торжество можно проводить также и в любое другое время.

На Мавлиде читают Зикр, Салават, истигфар1, стихотворные повествования о рождении Посланника Аллаха, Его жизни и пророческой миссии (такое стихотворное повествование тоже называют Мавлидом). На Мавлиде выражают радость по случаю рождения Пророка Мухаммада, мир Ему, благодарность за Милость Всевышнего Аллаха, даровавшего нам быть в числе принадлежащих Умме (общине) Пророка Мухаммада, мир Ему, читают ду‘а (мольбы, обращенные к Аллаху), раздают милостыню, ведут благочестивые разговоры. При проведении Мавлида недопустимо вести ненужные разговоры, особенно об отсутствующих, нарушать другие требования Шариата.

При жизни Посланника Аллаха мусульмане совершали все, что входит в Мавлид, но сам термин «Мавлид» при этом не применялся. Отсутствие этого термина в хадисах некоторые люди трактовали как якобы «запрет на проведение Мавлида». Однако, Аль-Хафиз Ас-Суютый в статье «Добрые намерения в совершении Мавлида» говорил об отношении Шариата к проведению Мавлида Пророка, мир Ему, в месяце Раби-уль-Авваль следующее: «Основой для проведения Мавлида является сбор людей, чтение отдельных Сур Корана, рассказы о тех знаменательных событиях, которые произошли во время рождения Пророка Мухаммада, мир Ему, готовится соответствующее угощение. Если Мавлид проводить таким образом, то это новшество одобрено Шариатом, за это мусульмане получают саваб (вознаграждение от Аллаха), так как проводится это для возвеличивания Пророка Мухаммада, мир Ему, для того чтобы показать: это событие является радостным для верующих». Также и другие жившие в разное время известные и признанные ученые-теологи Ислама, превосходно знавшие тонкости и глубину нашей религии, одобряли Мавлиды и сами участвовали в их проведении. Вот некоторые из доводов, говорящих о предпочтительности проведения Мавлида:

1. Проявлять любовь к Пророку Мухаммаду, а, значит, и радоваться Его рождению, велит нам Всевышний Аллах.

2. Посланник Аллаха ценил свое рождение (в частности, Он соблюдал пост по понедельникам, так как родился в понедельник2), благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он создал Его и даровал жизнь, Пророк восхвалял Аллаха за это благо.

1. Пророк Мухаммад награждал поэтов, воспевающих Его в своих произведениях, одобрял это.
2. Мавлид – это собрание мусульман для выражения радости по случаю рождения Пророка и любви к Нему. В одном из хадисов сказано, что каждый окажется в День Суда рядом с тем, кого любит.
3. Пение Мавлида (стихотворных повествований о рождении Пророка, мир Ему, о Его жизни и пророческой миссии) способствует получению знаний о Пророке. А у того, кто имеет такие знания, напоминание об этом вызывает переживания, способствующие усилению любви к Пророку.
4. В нашей религии высоко ценится собрание мусульман для совместного богослужения, изучения религии, а также раздача милостыни.
5. Не все, чего не делал Посланник Аллаха, является запретным и нежелательным. Например, при Его жизни не были собраны в одной книге ни Коран, ни хадисы, не были сформированы отдельные Исламские науки, не было Исламских книг, учебных заведений, не было Исламских проповедей по радио и телевидению и т.д. Тем не менее, это не только не запрещено, но и желательно, хорошо.

Отсюда следует, что проведение Мавлида — новшество, одобренное Шариатом, и ни в коем случае нельзя этого отрицать. Наоборот, можно назвать Его сунной3, так как сам Пророк, мир Ему, говорил, что вносящий в Ислам хорошее новшество, одобренное Шариатом (то есть соответствующее Корану и хадисам, не противоречащее им), получит за это вознаграждение, и, кроме того, дополнительно столько вознаграждений, сколько получат все соблюдающие это новшество люди после него, вместе взятые.

Да поможет нам Всевышний Аллах следовать по пути, указанному Пророком Мухаммадом, мир Ему! И да удостоит нас быть из числа тех, которые получат Шафаат (Заступничество перед Аллахом) Пророка Мухаммада, мир Ему! Аминь.

Сподвижник Пророка Мухаммада, мир Ему, Ибн Аббас, пусть будет доволен им Аллах, сказал:
«Пророк, мир Ему, родился в понедельник, получил первое Откровение в понедельник, вышел из Мекки при переселении (Хиджре) в понедельник, прибыл в Медину в понедельник и умер в понедельник»

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Следуйте моей Сунне (примеру жизни и деятельности) и примеру Праведных Халифов4»

По материалам книги «Печать Пророков», выпущенной Центром заочного просвещения «Алиф»
Москва 2001

1 Зикр (арабск.) – слова поминания Аллаха, произнося которые, верующий выражает свою любовь к Создателю; акт поклонения Всевышнему
Салават (арабск.) – мольба о возвеличивании Пророка Мухаммада, мир Ему, и о сохранении общины Его последователей
Истигфар (арабск.) – мольба о прощении

2 В хадисе, переданном имамом Муслимом от Аби Катады Аль-Ансари, говорится, что когда Пророка Мухаммада, мир Ему, спрашивали о соблюдении поста в понедельник, Он отвечал, что в этот день Он родился и в этот день получил первое Откровение

3 Сунна (арабск.) – в данном контексте: действие, относящееся к одобряемым Пророком Мухаммадом, мир Ему

4 Первые четыре Халифа, управлявшие Исламским государством после смерти Пророка Мухаммада, мир Ему: Абу Бакр, Умар, Усман, Али (радыйАллаху анхум – пусть будет доволен ими Аллах)


~ Иллюстрации (Маулид) ~


~ ~ ~